Научные работы

ЛЕКЦИЯ 2. Трансформация национальной идентичности в русском неоязычестве.

В 2010 году в России завершили последнюю по времени перепись населения. Среди прочих народов она зафиксировала национальность «ведруссы»[1]. Подобная идентичность основана на неоязыческой литературе[2], что дает основания поднять вопрос о трансформации национальной идентичности в русском неоязычестве.

Причины такой трансформации во многом обусловлены генезисом неоязычества как такового. Оно родилось из отторжения частью западного общества тенденций ХХ века. Стиранию национальных и культурных границ противопоставлялись национальная и культурная уникальность. Культу коллектива и «светлого будущего» – индивидуализм и «светлое прошлое». Эксплуатации природы – фанатичная забота о ней. Воплощением подобных протестов и стал образ утраченного некогда язычества.

Уже к середине ХХ века неоязыческие организации обладали достаточным весом на Западе. Так, 6 августа 1946 года принцесса Елизавета (будущая королева Великобритании Елизавета Вторая) была публично посвящена в мистический круг бардов[3], одну из ступеней посвящения в неодруидизме. Первая же русская неоязыческая организация появилась лишь в 1986 год — «Общество волхвов»[4].

Безусловно, тенденции ХХ века (индустриализация, рационализация, глобализация) существовали и в СССР, но к появлению неоязычества они не приводили. Связано это как с характером советской идеологии[5], воспевающей коллективизм и дружбу народов, так и с православным характером русской культуры[6], также ценящей соборность и национальное многообразие поместных Церквей. Все эти факторы не давали почвы для развития неоязычества.

Но как только советская идеология и православная культура переставали оказывать должное влияние, неоязыческие культы возникали практически в одночасье. В 20-е гг. Латвия становится независимой от России и СССР. Тогда же возникает Диевтуриба[7], латышская неоязыческая организация. В 30-х гг. возникает армянское неоязычество[8], но не в АССР, а в кругах армянской эмиграции на Западе. Аналогично в 40-х гг. возникает РУН-вера[9], украинское неоязычество, также в кругах эмиграции, а не на территории УССР. В этом ряду дата возникновения русского неоязычества становится абсолютно понятной и логичной. 1986 год — начало перестройки советского общества по западному, демократическому образцу.

Отсюда напрашивается вывод, что принципиальным для возникновения неоязычества являются не столько вызовы современности, сколько современное западное мировоззрение. Ценности русского неоязычества оказываются удивительно схожими с ценностями западного мира:

  • Повышенный интерес к сексуальности – один из основателей русского неоязычества, Алексей «Доброслав» Добровольский, без стеснений описывает «хороводно-эротические игрища вокруг фаллического идола»[10].
  • Инфантильность — гипертрофированное чувство свободы, свойственное подросткам.

Для неоязычества в целом характерен отказ от ответственности за окружающую действительность. Во всех бедах, как в современности, так и в прошлом, винят кого угодно, православных, евреев, рептилоидов, но только не себя. Дохристианские же верования и времена, с которыми неоязычники себя ассоциируют, видятся им идеальными, точно также как маленькому ребенку родная мама видится самой красивой, а папа самым сильным (это уже взрослый человек способен любить родителей, зная и видя всех их недостатки, ребенок же- никогда).

Так же для неоязычества характерен и культ свободы, свойственный пубертатному периоду. «Мой бог меня рабом не кличет», «мы не рабы божьи, мы дети богов» — неоязычник гордится своей свободой, как гордится ей и подросток, бунтующий против родителей. Взрослый же человек добровольно отдает свою свободу, устраиваясь на работу, заводя семью и детей, и не видит в этом катастрофы.

Но наиболее явно инфантильность, детсткость неоязычества видна в том, что из всего массива традиционной культуры они выбирают для «возрождения» именно развлечения, праздники, хотя любая традиционная культура – это, в первую очередь, культура труда и семейных отношений. При этом неоязычники, давно вышедшие из молодежного возраста, вовсю участвуют именно что в молодежных игрищах (типа «Купалы» или «Хоронить покойника») и даже не замечают того, что сами они давно не соответствуют возрасту.

Поэтому неудивительно, что Дмитрий Гаврилов (он же «Иггельд», один из лидеров «Круга языческой традиции») прямо пишет, что «язычество, как оно было свойственно древним, в полной мере наблюдается у всех детей»[11], уравнивая, тем самым, детскость и язычество, к которому неоязычники призывают вернуться.

Как и в случае с сексуальностью, всё это вполне укладывается в логику развития западной цивилизации, но идет вразрез с традиционной русской культурой, где ответственность и взрослость всегда ценились очень высоко.

  • Индивидуализм — большинство неоязычников это одиночки, которые не посещают коллективных праздников. А среди посещающих всего 14% состоят в каких-либо неоязыческих организациях и объединениях.

Всё это и создает предпосылки для изменения национальной идентичности, ведь вышеописанные ценности не имеют серьезной опоры в традиционной русской культуре[12]. Неоязычество находит простой выход – создание новой идентичности. К таковым можно отнести «дарийцев», «харийцев», «расенов» и «святорусов»[13], упомянутых в самом начале «ведрусов». Возникают из прошлого давно исчезнувшие племена, например, кривичи[14] или меря[15]. Становится популярной идентичность «славяне», хотя она не верна, ведь это не народ, а некая языковая общность народов. Вместо слова «русский» используется слово «русич», которое никогда не было самоназванием русского народа, оно фиксируется в одном единственном средневековом источнике, в «Слове о полку Игореве». Доходит до того, что само слово «русский» вызывает у неоязычников отторжение. На неоязыческих ресурсах нередко можно встретить подобные строки: «И прости меня, Русь,/ Что носил искаженное имя…/ Я не «русский». Я — Рус,/ Русич я пред очами твоими!»[16].

Не случайно также и то, что ни одна заметная русская неоязыческая организация не имеет в своем названии слова «русский»: «Коляда вятичей»[17], «Схорон еж славен»[18] и т.д. ССО СРВ[19], крупнейшее объединение русских неоязычников, так и вовсе дважды подчеркивает именно славянскую, а не русскую идентичность: «Союз славянских общин славянской родной веры».

Всё это позволяет говорить о конфликте идентичностей. Русской идентичности «по рождению» и оппозиционной, не русской по своим ценностями идентичности, формируемой неоязычеством. Это не означает, что каждый русский неоязычник автоматически перестает называть и считать себя русским. Но неоязычество имеет все основания для такой смены идентичности, что и проявляет себя в виде появления новых, неоязыческих национальностей в перечне народов России. «Ведруссы» тому яркий пример.

  • Отсутствие истины для неоязычника «Я» – единственный критерий истины.

Никакой общей, единой истины, истины в исконном значении слова больше нет. Даже вопрос истинности богов никем не ставится. Неоязычник может быть атеистом, политеистом, монотеистом, пантеистом, шаманистом, сатанистом, да и много кем еще. И никого не смущает, что на одном и том же обряде участники могут верить в языческого бога по-разному, а то и вовсе отрицать его существование.

Важным оказывается не содержание, а форма, лишь бы только она была «славянской». Вот и появляются разного рода славянские руны, славянские карты таро, гимнастика славянских чаровниц (переделанная йога), славянские чакры – надо только заменить Сахасру чакру на славянское слово «Родник», а Аджну чакру на «Чело», и неоязычник останется доволен.

Поэтому-то под неоязыческой, «славянской» оберткой можно найти какие угодно течения и идеи, ведь непререкаемых авторитетов и непреложных истин для неоязычества не существует, каждый конструирует «язычество» не на основе реальных исторических данных, а на основе собственных желаний и фантазий. В итоге получается, что сколько неоязычников, столько и неоязычеств. Один из жрецов «Велесова круга», Дмитрий Новосельцев (он же «волхв» Древлеслав) пишет об этом прямо: ««Куда не плюнь – одни волхвы» — фраза, ставшая обыденной для Родноверческого общества. И действительно, волхвов стало так много, что впору объявлять Родноверие – традицией одних только волхвов»[20].

А без Истины всё теряет смысл, всё рушится.

  • Деструктивные последствия неоязычества. Русское неоязычество, несущее в себе ценности Западного мира, по самой своей природе не может ужиться ни с русской культурой и историей, ни с русским Православием (Церковь проповедует целомудрие вместо эротизма, ответственность за поступки вместо инфантильности, соборность вместо индивидуализма и Истину вместо Её отсутствия).

Именно поэтому подавляющее большинство русских неоязычников не считает себя русскими. Они ха’рийцы, да’арийцы, святорусы, рассены, славяно-арии, русичи или на худой конец просто славяне. Принципиальным здесь является даже не надуманность (ха’рийцы, да’арийцы, святорусы, рассены, славяно-арии) или ошибочность (русичи[21], славяне[22]) таких самоназваний, а отличие их от русских. Доходит даже до того, что из ниоткуда начали появляться давно ассимилированные и исчезнувшие племена венедов, кривичей и мерян.

Такое показательное размежевание с русским народом касается и русской истории. Неоязычники с радостью от неё отказываются в пользу «новой хронологии» Фоменко и Носовского, рассказов о 100 000-летней истории Руси, мифов о космическом происхождении славян… Реальная, единая и «несимпатичная» история России подменяется разнообразными выдумками.

Но разрушается единство не только прошлого, но и будущего. Лев Прозоров, популярный неоязыческий писатель, открыто пишет, что «будущее – в построении семейных кланов <…> децентрализованных, сетевых языческих кланов. Семьи, роднящиеся строго в своем кругу. Молодежь надо воспитывать в клане. И с детства приучать: вот мы, клан, мы – люди. А там, за пределами клана, не пойми кто»[23].

Всё это естественным образом выливается в сепаратизм: Республика Залесская Русь[24], Конфедерация равноправных и свободных восточно-славянских земель со столицей в Киеве[25], Содружество Северных и Сибирских Республик[26], Союз Руси Родов Славных[27], Сибирская Русь[28] и так далее. Этому потворствует и «Мораль славянской веры», которая, по мнению трех крупнейших неоязыческих объединений (ССО СРВ, Велесов круг, КЯТ), допускает дезертирство, шпионаж и разглашение государственной тайны, гос.измену и призывы к терроризму[29].

И хотя многие неоязыческие материалы давно признаны экстремистскими (Истархов В.А. «Удар русских богов»[30], Добровольский А.А. «Язычество как волшебство»[31] и «Кто боится Русского национал-социализма»[32],Левашов Н.В. «Россия в кривых зеркалах»[33]и другие), но никакого положительного сдвига нет. Продолжают появляться лозунги «Да ж сдохнет Россия», «Мы не за Россию», «Я бы отдал жизнь за родину, но мою родину убили 1000 лет назад». Поджигаются церкви[34]. Причем страдают во всех этих акциях в первую очередь не некие враги, а самые простые русские люди, что стало в очередной раз ясно при трагических событиях в Южно-Сахалинске[35].

Безусловно, далеко не все неоязычники готовы на активные и осознанные действия против России и русского народа, но будучи носителями чуждых ценностей, они волей или неволей создают питательную среду для разрушения единства культуры и истории, народа и государства.

 

Подготовлено по материалам Бабенко Ф.В. и Василика В.В.

[1]
Всероссийская перепись населения (2010), результаты, раздел 4.1 «Национальный состав населения» — https://goo.gl/oTeUAL;

[2]
Впервые слово «ведруссы» фиксируется в книге Мегре В.Н. «Родовая книга», шестая книга из серии «Анастасия»;

[3]
Princess Elizabeth Saxe-Coburg Gotha initiated into the Druid Order (1946):https://goo.gl/E7xP9J;

[4]
Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России – М.: Издательство ББИ, 2012 — с. 127;

[5]
См. «Моральный кодекс строителя коммунизма»;

[6]
См., например, Громыко М.М., Буганов А.В., О воззрениях русского народа — М.: Паломник, 2000 — С.543, илл;

[7]
Рыжакова С. И. Dievturība. латышское неоязычество и истоки национализма. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. — 35 с.;

[8]
Антонян Ю.Ю. «Воссоздание» религии: неоязычество в Армении // Laboratorium. Журнал социальных исследований. — 2010. — 105 с.;

[9]
10.6. Неоязичницькiорганiзацiї// Кислюк К. В., Кучер О. М. Релігієзнавство: Навч. посібник для студентіввузів / Народ. укр. акад. — 3-є вид., перероб. і доп. — К.: Кондор, 2004. — 646 с;

[10]
Добровольский А.А. (волхв Доброслав), Слава Яриле! (1995): http://dobroslav.info/slava-yarile-1995/;

[11]
http://www.triglav.ru/forum/index.php?showtopic=274

[12]
См., например, Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках: этнографические исследования и материалы / [О.В. Кириченко, Х.В.Поплавская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н Миклухо-Маклая]. — М.: Наука, 2002. — 469 с., ил.;

[13]
Хиневич А. Ю., Иванов Н. И. Славяно-Арийские Веды. Части 1-4. / Древнерусская инглиистская церковь православных староверов-инглингов. — Омск, 2005 г.;

[14]
http://www.krivichi.org;

[15]
http://merjamaa.ru;

[16]
Леонид Корнилов – «Русь», 2011 г.;

[17]
https://vk.com/club43117326;

[18]
https://vk.com/sdrugashoron;

[19]
http://www.rodnovery.ru;

[20]
http://vk.com/wall-19397516_3828

[21]
Слово «русич» не было самоназванием русского человека. За всю историю древнерусской литературы оно фиксируется лишь в одном, причем поэтическом произведении, в «Слове о полку Игореве».

[22]
Ставить знак равенства между русскими и славянами нельзя, т.к. существуют славянские народы, которые никогда русскими не были.

[23]
http://www.perunica.ru/ozar/1112-intervyu-s-ozarom.html

[24]
Шнирельман В.А. Русское родноверие– стр. 125

[25]
Шнирельман В.А. Русское родноверие– стр. 126

[26]
Шнирельман В.А. Русское родноверие– стр. 149

[27]
Шнирельман В.А. Русское родноверие– стр. 168

[28]
http://vk.com/sibrub

[29]
См. Приложения №1 к «Соглашению о жрецах славянских» от 23 мая 2012 года:
               http://triglav.ru/forum/index.php?showtopic=591

[30]
Федеральный список экстремистских материалов (http://minjust.ru/ru/extremist-materials): №№ 289, 290, 918, 1058, 1955.

[31]
Федеральный список экстремистских материалов (http://minjust.ru/ru/extremist-materials): №№7, 1601

[32]
Федеральный список экстремистских материалов (http://minjust.ru/ru/extremist-materials): №8

[33]
Федеральный список экстремистских материалов (http://minjust.ru/ru/extremist-materials): №809.

[34]
Неоязычники поджигали храм Святителя Петра митрополита Московского и киот храма Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге, дважды поджигали храм Смоленской иконы Божией Матери в Орле, пытались взорвать храм Николая Чудотворца в Москве и т.д.

[35]
9 февраля 2014 года Степан Комаров открыл стрельбу в храме Воскресения Христова, убив двух людей и ранив шестерых. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Стрельба_в_храме_в_Южно-Сахалинске