Казачество в годы Великой Отечественной войны

Угольников Алексей Геннадьевич, начальник штаба Хуторского Казачьего общества «Булава», г. Чусовой

Так что же лежит в основе образа жизни казака?..

Конечно же, Православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности, сложить свою жизнь за Отечество.

И мы знаем, какую огромную роль играли казачьи соединения в Великой Отечественной Войне 1941-1945 года …

С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков.

Как истинные патриоты казаки в первых рядах советских граждан стали записываться добровольцами на фронт.Положение на советско-германском фронте было настолько тяжелым, что военно-политическое руководство страны стремилось использовать любую возможность для того, чтобы воспрепятствовать продвижению врага и выиграть время для подготовки новых рубежей обороны. Тысячи казаков кавалеристов были брошены на выполнение этой задачи.

Патриотические настроения, господствующие в казачьей среде, привели к развитию казачьего добровольческого движения. Основную массу казаков-добровольцев составили казаки, по разным причинам не подлежащие призыву в армию: непризывной возраст (слишком молод или слишком стар), состояние здоровья, «бронь» (освобождение от призыва из-за важности профессиональной деятельности). Многие пожилые казаки записывались добровольцами вместе со своими несовершеннолетними сыновьями.

В истории первого периода Великой Отечественной войны процесс формирования добровольческих казачьих кавалерийских соединений занимает особое место. Десятки тысяч казаков, в том числе и те, кто был освобожден от службы по возрасту или по состоянию здоровья, добровольно шли в образуемые казачьи полки народного ополчения и другие части. Так, казак донской станицы Морозовской И.А. Хошутов, будучи в весьма преклонном возрасте, добровольцем пришел в ополченский казачий полк вместе с двумя сыновьями — шестнадцатилетним Андреем и четырнадцатилетним Александром.

Таких примеров было много. Именно из таких казаков-добровольцев сформировали 116-ю Донскую казачью добровольческую дивизию, 15-ю Донскую добровольческую кавалерийскую дивизию, 11-ю Отдельную Оренбургскую кавдивизию, 17-й Кубанский кавалерийский корпус.

В январе 1942 г. добровольческие казачьи кавалерийские соединения были введены в штат Красной Армии и до самого конца войны пополнялись как призывниками, так и добровольцами.

Уральские казаки – явление особенное. Первые казаки на Урале появились на реке Яик. На Чусовской земле как указывают летописи появился отряд атамана Василия Тимофеевича Аленина – знаменитого Ермака. Казаки были призваны Строгановыми для защиты своих заводов и государственных земель на Западном Урале – здесь проходил рубеж Российского государства. Вторжения со стороны Сибирского ханства, набеги кочевников с юга заставляли первых русских поселенцев на этих землях держать постоянную оборону, и казаки были той силой, которая сдерживала недругов.

Осенью 1941 года в Уральском военном округе было сформировано более 10 кавалерийских дивизий, костяк которых составили уральские и оренбургские казаки.

В 20–30 годы XX столетия в период коллективизации в Прикамье оказались тысячи донских и кубанских казаков, которые были переселены сюда вместе с семьями. Казаки работали на лесозаготовках, в спецпереселенческих колхозах. Много казаков жило в Красновишерском, Чердынском и Соликамском районах…

Начало современному казачеству в Прикамье было положено в конце 1980-х, когда были созданы первые казачьи общества.

Церковь

Традиции и ценности российского казачества исторически тесно связаны с Православием, так как сформировались в тот исторический период, когда Россия была православной державой. Именно по этой причине православная вера занимает особое место в истории и культуре казаков, является связующим звеном и прочной основой их духовных и культурных традиций в России и за рубежом.

Казачество является хранителем духовных и нравственных ценностей. Православие определяло дальнейшую жизнь казака с первых дней рождения, формировало мировоззрение, представление об обществе, природе, человеке, его предназначении. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, ведь казаков называют «воины Христовы».

Большое внимание казаки уделяли духовному, религиозно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Приобщение детей к религии начиналось в раннем возрасте. «Еще ребенок не умеет хорошо говорить, – отмечали современники, – как его уже начинали учить креститься и читать молитвы». Родители, идя в воскресенье и в праздничные дни в церковь, обязательно брали с собой детей. Дома обучали их церковно-славянской грамоте. В школах происходило углубленное знакомство с религиозной литературой.

Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определяла основные направления воспитания молодых казаков и служила им надежным вектором на протяжении жизни.

В условиях современного общественного кризиса, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.

 

Соработничество на благо Отечества

Пучкова Екатерина Олеговна, воспитатель казачьего класса «Атамановы сыны»

Цель:

Способствовать воспитанию «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу отечества как свою личную, осознающего ответственность за будущее своей страны, укоренённых в духовных и культурных традициях нашего народа.

Задачи:

· приобщение школьников к условиям положительной народной социальной среды через организацию системы учебно-воспитательной работы в классах казачьей направленности.

· формирование навыка правильно определять приоритеты в жизни, ориентирования на традиционные духовно-нравственные ценности казачества ХКО «Булава»

· формирование высоких духовно-нравственных качеств: милосердия, доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности.

· выработка навыка бережного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России, Пермского края.

Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Не будьте равнодушны, раскройте сердца.

Поделитесь с другими тем, что у вас есть и в чём они нуждаются.

Даже если у вас ничего нет — у вас есть улыбка, подарите её.

Мать Тереза

Наши воспитанники, учащиеся МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» открыли свои сердца для милосердия и помощи другим людям. Постараемся описать, как это происходило.

Класс развивается по программе объединения «Атамановы сыны». Прежде всего подростки посвящаются в кадеты и им даётся испытательный срок для обдумывания. И только потом кадеты, прочтя молитву, принимают присягу казака: «Служить Отечеству, казачеству и вере православной!» Каждому вручается кубанка (как символ настоящего казака) и шевроны на форму с названием казачества города.

Работа началась с обсуждения проблемы «Что для каждого человека главное в жизни?» Для этого пригласили матерей на вечер с чаепитием, посвящённый Международному женскому дню «С праздником, дорогие мамы!». При этом обсудили

отношения, которые должны быть в счастливых семьях, читали мамам стихи, играли, и в этой «солнечной» атмосфере пришли к выводу вершить добрые милосердные дела.

И вот, не раздумывая, ребята приступили к добрым делам! У всех горели глаза.

А кто-то чуть растерялся…

Первый наш шаг на этом пути был посвящен облагораживанию храма в нашем городе. Мальчишки с усердием помогали немолодым женщинам убирать территорию храма и его окрестности. Видя старания и добрые дела ребят и понимая, что все их действия искренние, нас первый раз пригласили участвовать в городском «Крестном ходе».

С одной стороны, для детей это событие стало интригующим, незнакомым доселе событием, а с другой – возможностью вместе со взрослыми пройти путь, наполненный духовностью и любовью к ближнему. Теперь они уже без напоминаний помогали пожилым людям и детям в пути. Кто-то без стеснения взял старушку под руку и поддерживал её во время всего шествия. Кому-то мои воспитанники помогли взобраться по высоким лесенкам, другим – просто катить коляску с малышом, которого привезла с собой бабушка. И у каждого человека, совершавшего Крестный путь, сияла добродушная, теплая и искренняя улыбка. Каждый думал о своём….

Крестный ход позади, а впереди новые добрые дела. Вахта памяти- обязательная акция, в которой мои дети неоднократно принимали участие. Чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, в горячих точках Кавказа, в Афганистане — самая почетная миссия. Надо видеть лица подростков, их торжественный строй, когда они всем классом заступают на пост №1.

Именно здесь они с великой ответственностью проявляют свой характер. Ни у кого из них даже мысли не возникнет отказаться участвовать. В этот момент они настолько торжественны и проникнуты чувством ответственности, что даже не шелохнутся при несении караула.

Шефство над памятниками – еще одна миссия моих патриотов. Безропотно они наводят чистоту и порядок у памятников воинам, погибшим в госпиталях нашего города, у «Вечного огня», шефствуют над памятником, посвященным памяти чернобыльцам.

Естественный и обязательный обряд казака, это посещение храма. В храме нас всегда рад принять батюшка Константин. А ребята при встрече с ним без напоминания просят благословения. После каждой службы в церкви, батюшка, как радивый хозяин, всегда приглашает ребят к столу провести трапезу, чему они с не скрываемой радостью и приступают. (Говорят, еда в храме в 100 раз вкусней кажется)

Когда батюшка Константин приходит сам к нам в школу, то ребята даже чуточку гордятся, что батюшка пришёл именно к ним на занятия, это говорит об искреннем уважении ребят.

Наш атаман, Семёнов Максим Андреевич всегда рад помочь и словом и делом, ребята всегда интересуются у него историями из жизни казачества, о дальнейших мероприятиях в которых они примут участие.

Рожнов Сергей Петрович, с выправкой настоящего казака, всегда мудрый, всегда рассудительный, не даёт ребятам расслабляться в плане дисциплины. Его уважают не только казачата, но и вся школа. При его всегда серьёзном виде замирает даже отъявленный хулиган.

Ещё много можно рассказать о казаках ХКО «Булава», которые всегда рады провести время с подростками, они никогда не откажут в просьбах, во встречах и т.д., и т.п. Но это, в следующий раз…

У юных казаков сложилась традиция по праздникам посещать местный совет ветеранов, устраивать выездные мини-концерты, тем самым проявляя уважение к возрасту. Да и сами ветераны всегда рады пообщаться с молодёжью и всегда ждут с нетерпением наших ребят. Благодарность ветеранов не имеет границ. Беседуя с ребятами, люди старшего поколения делятся своим жизненным опытом, рассказывают интересные истории своей жизни, а подростки с интересом слушают их. И глядя на них, невольно думаешь, что всё у этих ребят сложится благополучно.

Много путей к милосердию предложено нам и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.

Конечно, весь мир нам не изменить, и всё также будут существовать эгоизм, самолюбие и бесчеловечие. Но, совершая добрые дела, мы можем изменить себя, и это под силу сделать каждому.