Словом и мечом: подвиг Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.

Протоиерей Михаил Шекель

«Нет больше той любви, как если кто
Положит душу свою за други своя»
(Ин.15:13)

В 2020 году будет праздноваться 75-летие победы русского народа в Великой Отечественной войне.

Всем известны ужасы и бедствия, жестокие поражения, героические сражения и подвиги, военные победы и героизм советских людей в роковую эпоху 1941-1945 годов. И, несомненно, важную роль в преодолении этих трудностей сыграла русская православная церковь. Именно вера и духовность с древних времён объединяли русский народ, вдохновляя его на подвиги во имя защиты самого дорогого, что у него было: своей веры, культуры, семьи, родины.

Эта тема остаётся актуальной и в наши дни, когда возрождается и укрепляется православная вера, а церковь снова становится одним из важнейших институтов общественной жизни, нравственным авторитетом для большинства людей.

К началу Великой Отечественной войны над Русской Православной Церковью нависла угроза полного уничтожения, количество действующих храмов на всю страну не превышало и нескольких сотен.

Почти все оставшиеся в живых архиереи находились в лагерях. Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. На фронтах служили полковые священники. Можно было увидеть батюшку в военной шинели, поверх которой была надета епитрахиль.

Однако, несмотря на невыносимые условия существования, в первый же день войны Русская Православная Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время. «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой». Не оставит Церковь своего народа и теперь, благословляя на предстоящий подвиг.

Таким образом, с первых дней Великой Отечественной войны церковь начала вдохновлять население СССР на борьбу с врагом, что оказало огромное влияние на подъём патриотических настроений именно тогда, когда это было наиболее необходим: в тяжёлые первые месяцы военных поражений. Это помогло советскому народу собраться с духом и постепенно одолеть врага.

26 июня 1941 года Сергий отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании победы», и с этого дня во всех храмах страны почти до самого конца войны начали совершаться подобные молебствования.

Невиданная в истории человечества по своему размаху и ожесточенности война властно требовала и ратного участия.

В 1941–1945 годах многие клирики воевали обычными бойцами и командирами.
Вот лишь некоторые примеры:

  • Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх. Когда Германия напала на СССР, иеромонах Пимен отбывал ссылку в Средней Азии, а уже в августе 1941 года его призвали в армию. Служил пехотинцем 702-го стрелкового полка. Однажды его полк ¬«…попал в окружение и в такое кольцо огня, что люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись ему в ноги: “Батя, молись. Куда нам идти?” У иеромонаха Пимена была потаенно запрятанная икона Божией Матери, и теперь под огнем фашистов он слезно молился пред Ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством — все, и Божия Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся…»
  • В начале войны в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина поступила телеграмма от архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в котором священнослужитель, находящийся в ссылке в Красноярском крае, сообщал, что являясь специалистом по гнойной хирургии, «готов оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено». Заканчивалась телеграмма просьбой прервать его ссылку и направить в госпиталь, при этом после войны архиерей выражал готовность вернуться обратно в изгнание. Его прошение было удовлетворено, и с октября 1941 года 64-летний профессор Валентин Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом местного эвакуационного госпиталя и стал консультантом всех красноярских больниц. Талантливый хирург, принявший духовный сан в 20-х годах, делал по 3-4 операции в день, показывая пример более молодым коллегам. В конце декабря 1942 года ему без отрыва от работы военным хирургом, было поручено управление Красноярской епархией. В 1944 году, после того, как госпиталь переехал в Тамбовскую область, этот уникальный человек, совмещавший в себе способности маститого врача и выдающегося духовника, возглавил местную епархию, где впоследствии было открыто немало храмов и перечислено на военные нужды около миллиона рублей.
  • Будущий Патриарх, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), который оставался в городе на Неве весь страшный период блокады, проповедовал, ободрял, утешал верующих.

Воевали священники и по ту сторону фронта, в тылу врага.

  • «Партизанским попом» был и отец Василий Копычко, настоятель Одрижинской Успенской церкви Ивановского района Пинской области в Белоруссии. С начала войны он совершал богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным немцами. Пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, с посланиями митрополита Сергия. Позже отец Василий стал партизанским связным и продолжал им быть до освобождения Белоруссии.

Таким образом, многие священники и монахи приняли непосредственное участие в войне. Они сражались на фонтах, перевязывали раненых прямо на поле боя и при этом не забывали молиться, многие из них получили боевые награды.

Начиная с осени 1943 г., к награждению государственными орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Духовенство и верующие получили заслуженные награды – «почти 40 представителей духовенства были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 человек удостоены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков человек – медалями «Партизану Великой Отечественной войны». Покровский женский монастырь, который исключительно своими силами организовал госпиталь, получил несколько письменных благодарностей от администрации, а настоятельница была представлена к ордену.

В Молотовской области были награждены медалями «За победу над Германией» священник Свято-Троицкой церкви д. Мыльниково И. Л. Смердов, и диаконы Василий Байдин и А. Пантелеймонов.

Примеров подвижничества священников множество. Притом подвижничество духовное сочеталось с гражданским мужеством. Паства нуждалась в них, и они оставались с нею, делая всё, чего требовало пастырское служение. Из одной среды выходили священники и архиереи, одному учились, одно чтили. разделяли судьбу своего народа.

Особое внимание в своих посланиях митрополит Сергий уделял верующим на временно оккупированных территориях. В январе 1942 г. в специальном обращении патриарший местоблюститель напомнил православным, чтобы они, находясь в плену у врага, не забывали, что они – русские, и сознательно или по недомыслию не оказались предателями своей Родины. Митрополит Сергий также содействовал и организации партизанского движения. Так, в послании подчеркнуто: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена».

Послания митрополита нарушали советские законы, ибо те запрещали любую деятельность Церкви за пределами стен храма и любое вмешательство в дела государства. Тем не менее, все выпущенные местоблюстителем обращения и послания откликались на все основные события в военной жизни сражавшейся страны.

Патриотическая позиция Церкви была замечена руководством страны с первых дней войны. Уже в 1941 г. государственная атеистическая пропаганда была минимизирована. В 1942 г. в типографии СВБ 50-тысячный тираж книги «Правда о религии в России». С 16 июля 1941 г. советская пресса начала публиковать положительные материалы о Церкви и верующих в СССР. В «Правде» впервые были опубликованы сведения о патриотической деятельности православного духовенства. Такие сообщения в центральной прессе стали регулярными. Всего с этого времени по июль 1945 г. в центральной прессе (газеты «Правда» и «Известия») было опубликовано свыше 100 статей и сообщений, где в той или иной степени затрагивались религиозные проблемы и тема патриотического участия верующих в Великой Отечественной войне.

Большая патриотическая работа велась на страницах «Журнала Московской Патриархии». Он стал церковно-патриотическим рупором русской церкви. В каждом номере журнала, выпускавшегося ежемесячно тиражом в 6000 экземпляров, печатались одно-два обращения Местоблюстителя Патриаршьего престола и митрополитов, яркие выступления архиепископа Красноярского Луки (Войно-Ясенецкого), речи и проповеди архиереев по случаю юбилеев и побед Красной армии, статьи историко-патриотического содержания, сообщения с мест о зверствах фашистов, подвигах духовенства, о разорении церквей и монастырей немцами. В нем из номера в номер печатались послания, проповеди, статьи и заметки, в которых прославлялся героизм нашего народа, его жертвенный подвиг.

Проявления патриотической деятельности РПЦ были очень многообразны: морально-нравственное влияние (послания, проповеди); сбор денежных средств, драгоценностей, медикаментов, одежды в Фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие их в партизанском движении, помощь раненым бойцам, шефство над госпиталями и создание санитарных пунктов и т. д.

Трудно перечислить все виды патриотической деятельности духовенства в тылу во время войны. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы. Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров.

Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие медпункты и госпиталя были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих.

В 1942 году митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать деньги на создание особой танковой колонны памяти Димитрия Донского.

Несомненно, что сбор средств в Фонд обороны, на подарки Красной армии, на помощь сиротам, воинам-инвалидам, семьям погибших составил важную часть деятельности Русской православной церкви в годы войны.

Но работа Церкви в этом направлении отнюдь не ограничилась разовым сбором, она шла на протяжении всех военных лет. Малыми ручейками и широким реками шли в одну большую церковную кружку средства на танки, на эскадрильи боевых самолетов. Порой священники отдавали серебряные ризы с икон, драгоценные наперсные кресты. Свой вклад в дело победы вносили и монашествующие. Монахини помогали Красной армии не только пожертвованиями, но и сбором теплых вещей и полотенец, так нужных в госпиталях и медсанбатах.

Однако действительная нормализация церковно-государственных отношений нуждалась в более решительных шагах со стороны руководства СССР. И они были сделаны в 1943 г. 5 января 1943 г. митрополит Сергий (Страгородский) отправил в Кремль Сталину телеграмму, в которой сообщал, что по его почину начат сбор пожертвований на танковую колонну имени Дмитрия Донского и собрано уже 500 000 рублей. В связи с этим он просил открыть в Госбанке специальный счет. В ответной телеграмме Сталин передавал привет православному русскому духовенству и верующим и «благодарность Красной армии за заботу о бронетанковых силах Красной армии». В конце было прибавлено: «Указание об открытии специального счета в Госбанке дано». Так, в начале третьего года войны государство де-факто признало за РПЦ статус юридического лица, которого Церковь была лишена весь советский период. Вышеупомянутые телеграммы были опубликованы в том же году в книге «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Всего за войну на нужды фронта Церковь собрала более 300 миллионов рублей. Сумма по тем временам — колоссальная. Из этого количества собранных денег 8 миллионов рублей были использованы на покупку 40 танков Т-34, построенных на танковом заводе Челябинска. Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин: «Дмитрий Донской». Передача колонны частям Красной армии состоялась в деревне Горенки.

За годы войны духовенство и верующие Молотовской епархии:

  • сдали в фонд обороны более 1 700 000 рублей
  • на подарки Красной Армии было собрано 920 250 рублей
  • на помощь семьям и детям фронтовиков 53 256 рублей.
  • на создание танковой колонны Русской Православной Церкви имени благоверного князя Дмитрия Донского епархия пожертвовала 305 000 рублей.
  • всего с 1942 по 1944 год Молотовская епархия перечислила на танки, самолеты, и на другие патриотические деяния 4 млн 476 тыс. рублей.

5 сентября 1943 г состоялась судьбоносная встреча Сталина с тремя митрополитами Патриаршим местоблюстителем Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). На встрече присутствовали также В.М.Молотов и Г.Г.Карпов. Беседу начал Молотов. Он сказал, что Правительство хочет знать нужды Церкви. (В одной из современных публикаций воспроизводится описание этой беседы, сделанное А.Э.Красновым-Левитиным, который о содержании ее, мог узнать со слов митрополита Николая (Ярушевича)).

Сразу же после встречи в Кремле церковная жизнь стала меняться действительно большевистскими темпами. Уже три дня спустя, на праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в зале заседаний при Московской Патриархии собрался Архиерейский собор (19 епархиальных архиереев РПЦ во главе с Патриаршим Местоблюстителем). Собор единогласно избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. Также был избран Священный Синод.

В церковной жизни 1944–1945 гг. были ещё значительные события — в марте 1942 г. власти разрешили проведение собора епископов в Ульяновске, кончина Патриарха Сергия и Поместный собор 1945 г, на котором новым Патриархом местоблюстителем был избран митрополит Алексий (Симанский). Собор открылся 31 января 1945 г.

10 апреля 1945 г. произошла вторая встреча Сталина с иерархами Русской Православной Церкви. В ней с церковной стороны участвовали Патриарх Алексий, митрополит Николай (Ярушевич) и протопресвитер Николай (Колчицкий). Встреча продолжалась 55 минут. В беседе обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви на завершающем этапе войны; Сталин говорил, что Русской Церкви предстоит внести огромный вклад в дело укрепления международных позиций Советского государства, в налаживание внешних контактов. Обсуждалась также возможность расширения сети духовных школ и создание Церковью своей издательской и полиграфической базы».

У Церкви есть сильное оружие, неведомое миру — молитва. Она способна не только ободрять и утешать верующих, но и творить настоящие чудеса с Божией помощью.

На протяжении всех военных лет наша Церковь непрестанно молилась о даровании победы в борьбе с гитлеровцами. Более того, она всем, чем только можно, помогала фронту.

Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников.

Духовная поддержка, оказанная Церковью борющейся с фашистами армии, материальная помощь государству, как организатору этой борьбы, очень велики. Церковь твердо выбрала сторону в этом великом противостоянии и твердо придерживалась своего выбора вплоть до финальных залпов Великой Отечественной.